АННОТАЦИЯ
В данной докладе
мы ставим задачу сравнить онлайн-сервисы Wikispaces Eliademy Schoology Linguisticsedu
IP для трансформации традиционных форматов обучения и заданий в дистанционную
форму проведения уроков, лекций семинаров и практических занятий по иностранным
языкам и дисциплине для иностранных студентов "Русский язык и культура
речи" в различных аспектах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Интернет
платформа; сравнительный анализ; критерии отбора; Wikispaces Eliademy Schoology Linguisticsedu IP, социальные сервисы, модели обучения;
История телекоммуникационных сетей
начинается с 80-х годов прошлого века. Удобный и оперативный вид связи и
сервисов работы с информацией достаточно быстро привлек внимание педагогики,
появились научные школы, [19] обосновавшие теоретически педагогический
потенциал интернет-технологий. Универсальность возможностей
информационно-коммуникационных технологий позволила использовать
интернет-технологии в разных предметных областях в первую очередь как
уникальный информационный ресурс.
Интернет дал
жизнь новому направлению проектного движения в образовании в виде
телекоммуникационных проектов. [10] Интернет-технологии интегрировались в
каждую сферу нашей жизни
Понимая
сложности в определении понятия «интеграция» относительно процессов
информатизации сферы обучения иностранному языку (прим. Кузнецов А А), мы тем
не менее должны отметить, что для решения задач обеспечения результативности
обучения в условиях информатизации образовательной сферы существующая практика
использования ИКТ в методике и компьютерной лингводидактике сегодня должна
осмысливаться в едином концептуальном ключе с должным вниманием к рассмотрению
текущих процессов интеграции на всех системных уровнях обучения, которые
определяются в методической литературе [Роберт 2005, 2010]: методологическом,
методическом, технологическом, организационном и уровне управления обучением.
Необходимость единых оснований в осмыслении и поиске решения проблем интеграции
в информатизации обучения языку привносится в лингводидактику единой физической
природой ИКТ и равным образом относится к обучению любому иностранному языку. [11]
Для начала
нашего исследования дадим несколько определений аббревиатуры ИКТ:
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства,
механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным
устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным
обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них
информацией.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с
каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности.
Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной
информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки
специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных
заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения,
принятием государственных и межгосударственных программ информатизации
образования, появлением необходимого опыта информатизации у большого количества
преподавателей. В большинстве случаев использование средств информатизации
оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ
и преподавателей ВУЗов, а также на эффективность обучения школьников студентов.
Стоит
отметить, что в современном мире вы сможете найти сотни онлайн-курсов по
разнообразным дисциплинам: начиная от курсов по рисованию и заканчивая курсами
по изучению иностранных языков. Для начала дадим определение обучающей интернет
платформы [13].
Обучающая
интернет-платформа-это программное обеспечение для дистанционного обучения представлено
на рынке обучающего ПО как простыми HTML страницами, так и сложными платформами
с широкими функциональными возможностями.
Как показала
отечественная и международная практика и многочисленные эксперименты,
специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети
интернет оказалась эффективна, давала высокий педагогический результат. Учебный
телекоммуникационный проект стал популярной формой организации учебной
деятельности учащихся в сети интернет.
Дальнейшее
развитие телекоммуникаций привело к появлению нового феномена – сетевых
сообществ. Большое количество исследований по развитию сетевых сообществ и
совместной сетевой проектной деятельности выполнено Патаракиным Е.Д. Патаракин
Е.Д. говорит о «педагогической информатике сообществ», которая становится
инструментом интеграции учебных дисциплин, полем для межпредметной учебной
творческой деятельности. «Компьютерные коммуникации формируют новую среду, к
существованию в которой образование постепенно адаптируется так же, как это уже
сделали бизнес, наука и здравоохранение». [19]
Речь идет не
о создании специальных педагогических объектов и средств, а об использовании
образованием тех возможностей, которые уже существуют в сетевых сообществах.
Учебная деятельность в среде сетевых сообществ позволяет естественным путем
соприкоснуться с сообществами обмена знаниями, где открываются уникальные
информационные, технологические и людские ресурсы.
Современные
программно-технические средства сегодня открыли еще один педагогический ресурс
- это использование коммуникационных технологий непосредственно во время
образовательного процесса, на уроке, на занятии, в условиях, когда у каждого
обучающегося есть компьютер, либо планшет, либо ноутбук. Модель такой
организации взаимодействия получила название модель "1:1", а класс
программно-педагогических средств, поддерживающих это взаимодействие на
программно-аппаратном уровне - системы управления классом (ClassRoom Managment
Systems - CRMS) такие как например, платформы Schoology, LMS широко
используются не только в Высших Учебных Заведениях (МГУ, НИУ ВШЭ и др.), но и в
школах (например, ЦО 2097). Современные школы и ВУЗы оснащены всем необходимым
для проведения занятий с использованием информационно-коммуникационных
технологий. В сети интернет мы можем найти огромное количество ресурсов,
позволяющих нам создать тот или иной курс по определенной дисциплине за
короткое время.
Ниже
приведен ознакомительный список платформ, предложенных для исследования в моей
диссертации.
Примерный список программ [13].
Название
|
Краткое
описание
|
Mindmap
[3]
|
-интернет
– сервис для создания структурных схем и ментальных карт для обучения
студентов, и удобного представления информации. С компьютера ей можно
пользоваться только на официальном сайте программы. С какими мобильными платформами она работает, мы рассмотрим
ниже.
|
Prezi.com
[4]
|
-технология
облачного создания презентаций в 3D проекции.
С компьютера ей можно пользоваться только на официальном сайте
программы.
|
Voicethread
[8]
|
- сайт-программа,
позволяющая записывать речь в реальном времени с помощью веб-камеры, которая
подключена к компьютеру.
|
Voxopop
|
-программа,
позволяющая записывать голос и устные высказывания (монологи), которые может
проверить преподаватель, даже находясь, а другом конце города.
|
Skype
[6]
|
- технология выкуплена американским медиа-гигантом Microsoft
используется в дистанционном обучении достаточно широко для проведения уроков
и конференций, не выходя из дома.
|
Moodle
[4]
|
- модульная
онлайн платформа, позволяющая создавать онлайн курсы, включающие в себя
форумы, блоги видео материалы
|
Teacherpage
|
-
сайт, позволяющий создавать тесты и задания для студентов, а также для обмена
информацией между студентами
|
Wikispaces
[9]
|
-платформа
для создания виртуального класса для проведения лекций, уроков, семинаров в
дистанционной форме.
|
Language
Management System
|
- система
управления, используемая во многих зарубежных и государственных вузах для
организации дистанционного обучения.
|
SurveyMonkey[7]
|
-платформа
для создания онлайн тестов для проверки усвоенности материала
|
Eliademy.com
|
-платформа
для создания онлайн курса
|
Schoology.com
|
-платформа
LMS для создания своего собственного курса с использованием видеоматериалов
форумов и блогов
|
Образование.РФ
|
-российская
LMS система для обучения большого количества студентов и школьников в
дистанционной форме.
|
|
Проект Лирмака Ю М и Шайхлисламова С. Х., содержащий в
себе огромное количество материала для изучения живого английского языка
|
www.mindmeister.com
|
-интернет
– сервис для создания структурных схем и ментальных карт для обучения
студентов, и удобного представления информации.
|
Conversationexchange.com
|
|
Linguisticsedu
|
Проект
станет универсальной платформой по обмену опытом среди молодых ученых в
области лингвистики, перевода, теории преподавания языков и культур.
|
Критерии
исследования онлайн-платформ [13]:
Для
проведения исследования платформ были выявлены следующие критерии для сравнения
онлайн платформ:
- Сложность доступа.
- Наглядность
- Последовательность
- Создание дискуссий
- Возможность создания глоссария
- Создание тестов разной направленности
- Выполнение творческих заданий
- Наличие функции проведения вебинаров
- Основные функции (для контроля преподавателем)
- Основные функции
(для студента).
Критерии
|
Wikispaces
|
Eliademy
|
Schoology
|
Linguisticsedu
IP
|
Сложность
доступа
|
Регистрация
|
Регистрация
|
Регистрация
|
Нет
регистрации (регистрация только для выполнения заданий)
|
Наглядность
|
Зависит
от преподавателя
|
Зависит
от преподавателя
|
Зависит
от преподавателя
|
Зависит
от преподавателя
|
Последовательность
|
Зависит
от преподавателя
|
Зависит
от преподавателя
|
Зависит
от преподавателя
|
Зависит
от преподавателя
|
Создание
дискуссий
|
Да
|
Да
|
Да
|
Да
|
Возможность
создания глоссария
|
Да
|
Нет
|
Да
|
Да
(в форуме или в дочернем проекте Library-linguisticsedu)
|
Создание
тестов
|
Только
с помощью сторонних сервисов
|
Да
|
Да
|
Только
с помощью сторонних сервисов
|
Выполнение
творческих заданий
|
Зависит
от преподавателя
|
Зависит
от преподавателя
|
Зависит
от преподавателя
|
Зависит
от преподавателя
|
Наличие
функции проведения вебинаров
|
Нет
|
Есть
|
Нет
|
Будет
(посредством технолгии Skype)
|
При
исследовании онлайн -сервисов для создания различных типов заданий для
студентов и моделировании виртуальной образовательной среды мы не должны
забывать о коммуникации между преподавателем и студентом. В связи с этим, следует обратить внимание на
роль социальных сетей (Вконтакте, Facebook и др.), одним из учёных, который
поднял данный вопрос был Е. Д. Патаракин. В своей книге «Социальные
взаимодействия и Веб 2.0» автор выделил общие составляющие социальных сервисов:
1)
Использование социальных сервисов
подталкивают людей к участию в совместной деятельности.
2)
Сервисы предоставляют простые
решения для повседневных задач — распространение фотографий, продажа ненужных
вещей, поиск нужных сведений;
3)
Принимая участие в совместной
деятельности с использованием социальных сервисов, люди меняют свою позицию с
потребительской на созидательную;
4)
Социальные сервисы помогают людям
взаимодействовать между собой, задавая простые правила такого взаимодействия. [19]
Из всего вышеописанного можно
сделать вывод о значимости социальных сетей при создании авторского онлайн
курса. Основными социальными сетями, на которые следуют обратить внимание при
изучении онлайн-платформ в преподавании и переводе и создании курса- это
Вконтакте, Facebook, Twitter, Tumblir и LifeJournal. Данные сервисы были выбраны для исследования,
как наиболее популярные среди интернет-пользователей.
Еще одним важным моментом при
создании авторского онлайн курса является выбор модели дистанционного обучения.
Этот вопрос в своей статье «Модели дистанционного обучения» подняла Е. С Полат.
В этой статье она выделила 5 моделей:
1)
Интеграция очных и дистанционных
форм обучения.
2)
Модель интеграции очной и
дистанционной форм для вузов.
3)
Модель сетевого курса дистанционного
обучения.
4)
Сетевое обучение и кейс-технологии.
5)
Интерактивное телевидение (Two-way
TV). [17]
Для нашего исследования больше
подходит первая модель, предложенная Е. С. Полат, а именно совмещение
дистанционной и очной форм обучения, так как планируется проведение устных и
письменных экзаменов в очной форме по завершении курса.
Для проведения будущего
диссертационного исследования была создана схема-модель курса по дисциплине
«Русский как иностранный», отражающая используемые программы, методы, типы
заданий для реализации основных дидактических принципов и задач обучения и коммуникации.
Рисунок 1 ИКТ в
РКИ (Модель курса)
В практической апробации моего
диссертационного исследования будут использованы следующие средства:
1) Портал
Slideshare: Визуальная презентация лексики по теме урока.
2) Портал
Let's test: проведение теста по усвоенной лексике и грамматике на следующем
уроке
3) Портал
Library-linguisticsedu- обеспечение планом урока всех учащихся и их родителей,
по необходимости, а также дополнительными материалами по теме урока (тематическая
лексика дополнительные тесты по теме и т. д.).
4) Skype-
поддержка визуального контакта между преподавателем и обучающимся на время
проведения урока.
5) Форум
проекта Linguisticsedu – для консультаций с преподавателем во внеурочное время
6) Электронная
версия учебников для проверки усвоения материала и выполнения практических
занятий и закрепления навыков.
7) Другие платформы в зависимости от целей и
задач урока, определяемых преподавателем заранее.
При
апробации планируется выявление экспериментальных и контрольных групп с целью
выявления эффективности применения различных онлайн-сервисов в процессе
обучения иностранным языкам и РКИ на основе проекта Linguisticsedu.
Также
планируется провести эксперимент для выявления оценки эффективности
использования библиотеки планов уроков и дополнительных материалов в
повседневной деятельности преподавателя РКИ и иностранного языка. Для данного эксперимента планируется
привлечение преподавателей русского как иностранного кафедры Стилистики русского
языка Факультета Иностранных языков и Регионоведения, преподавателей
Филологического факультета и Высшей Школы Перевода МГУ.
В ходе этого
эксперимента им будет предложено использование этой библиотеки при подготовке к
проведению лекций, практических занятий и семинаров с иностранными студентами.
После месяца использования преподавателям будет предложено пройти анкетирование
на тему: «Оценка функциональной эффективности использования онлайн-библиотеки в
процессе подготовки к практическим занятиям по русскому языку с иностранными
студентами».
На основе полученных данных будет
проведена доработка тестового варианта библиотеки до уровня обновляемого
информационного электронного ресурса «Библиотека планов уроков и дополнительных
материалов для преподавателя РКИ» в структуре Факультета Иностранных Языков и
Регионоведения, (наподобие сайта Видеоархива МГУ имени М В Ломоносова) [1] с
последующим расширением библиотеки на другие иностранные языки и дисциплины,
преподаваемые на Факультете Иностранных Языков и Регионоведения а также создан
онлайн-курс по РКИ для иностранных студентов, как модель мульти-платформенного
курса.
Список литературы
1. [В
Интернете] // Медиапортал МГУ. - http://media.msu.ru.
2. [В Интернете] // Дистанционные курсы в Московском государственном
университете имени М.В.Ломоносова. - 2016 г.. - http://de.msu.ru/.
3. Mind42 [В Интернете]. - https://mind42.com.
4. Moodle Главная [В Интернете] // Moodle. - Moodle Corp.. -
04 12 2013 г.. - https://moodle.org.
5. Prezi [В Интернете]. - 23 03 2016 г.. - https://prezi.com
6. Skype Главная [В Интернете] // Skype. - 04 03 2014 г.. -
https://www.skype.com/ru/.
7. Survey Monkey Главная [В Интернете] // SurveyMonkey. -
Аналитический центр SurveyMonkey. - 05 06 2014 г.. -
https://ru.surveymonkey.net.
8. Voicethread Главная [В Интернете] // Voicethread. - 12 03 2014
г.. - http://voicethread.com.
9. Wikispaces Главная [В Интернете] // Wikispaces. - 04 06 2016
г.. - http://www.wikispaces.com.
10. А. Ахаян В. Робинсон Российско-Американский
телекоммуникационный образовательный проект "Уолкер Конти", как
пример дистанционной образовательной деятельности Виртуального
Педвуза. - Санкт-Петербург : СПБАИО, 2000 г.. - Электронное
издание "Письма в Emissia.Offline: .
11. А.В.Тряпельников Интеграция информационных и
педагогических технологий в обучении РКИ (методологический аспект).
[Книга]. - Москва : [б.н.], 2014. - стр. 80 с .
12. А.Кузнецов Library-linguisticsedu Главная [В Интернете] //
Library-linguisticsedu. - Linguisticsedu Internet Project, 2016 05 24
г.. - 16 07 2016 г.. - http://library-linguisticsedu.jimdo.com.
13. А.Кузнецов Онлайн платформы в преподавании и переводе [В
Интернете] // Библиотека проекта Linguisticsedu. - Linguisticsedu
Internet Project, 2016 г.. - 2016 07 16 г.. -
http://library-linguisticsedu.jimdo.com/статьи/онлайн-платформы-в-преподавании-и-переводе/.
14. Главная Mindmeister [В Интернете] // Mindmeister. - 2016 07 06
г.. - https://www.mindmeister.com/ru .
15. Главная Teaherpage [В Интернете] // Teacherpage. - 04 07 2014
г.. - http://teacherpage.com.
16. Главная Образование.РФ [В Интернете] // Образование РФ. -
Александр Вячеславович Пименов. - 12 07 2016 г.. -
https://www.educationonline.ru .
17. Е. С. Полат Модели дистанционного обучения. [Раздел книги].
18. Е.Д.Патаракин Информационно-коммуникационные технологии в образовании [В
Интернете]. - Государственный научно-исследовательский институт
информационных технологий и телекоммуникаций, 2004 г.. - 10 06 2016
г.. -
http://www.ict.edu.ru/lib/index.php?a=pers&c=getForm&d=light&id_pers=2565&r=persDesc.
19. Е.Д.Патаракин Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0
[Книга]. - Москва : НП «Современные технологии в образовании и
культуре», 2009. - стр. 44.
20. Е.С.Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования [Книга]. - Москва : [б.н.], 2000. - стр. 272 c..
21. Министерство Образования РФ Федеральный закон от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской
Федерации» [
http://priem.s-vfu.ru/wp-content/uploads/FZ-273-red.-ot-02.03.16.pdf]. -
[б.м.] : Министерство Образования РФ, 2016 г.. - Т. С 3 П.27.
Комментариев нет:
Отправить комментарий